(495) 374-56-61 Т/Ф374-69-58
 
 О НСНВ 
 Бунинская премия 
 Конференции 
 Контакты 
 Карта сайта 

  Поиск
   
 

ХАРТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Признавая, что высшее образование -  важнейшее условие культурного, научного и технического развития современного мира и современной России, без которого человеческая цивилизация лишается своего будущего, понимая ответственность, которую несут высшие учебные заведения за свою деятельность перед личностью, обществом и государством, значение научных исследований и образовательных программ для преодоления опасностей и рисков для жизни на Земле, порожденных в эпоху глобализации, когда политике устойчивого развития нет альтернативы, считая главным долгом системы образования передачу накопленного человечеством знания новым поколениям, воспитание и подготовку молодежи к жизни в условиях динамично изменяющегося общества, исходя из новых задач, которые призвана решать Россия в области высшего образования после подписания Болонской декларации, основываясь на Хартии европейских университетов и провозглашенных ею фундаментальных принципах, Мы, ректоры российских негосударственных вузов, объединенные в Национальный союз негосударственных высших учебных заведений, от имени наших университетов, академий, институтов, их союзов и ассоциаций провозглашаем настоящую Хартию и объявляем государственным органам, общественности, образовательному и научному сообществу, что наши вузы придерживаются следующих базовых принципов, которые они будут последовательно претворять в жизнь в научном и образовательном пространстве России и в своих международных контактах.

Базовые принципы

1.Чтобы в своих исследованиях и образовательных программах отвечать на вызовы эпохи, российские негосударственные вузы Национального союза изучают и осмысливают общество и его меняющиеся нужды, признавая непреложным правило: их научные исследования, учебный и воспитательный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от любой политической власти и экономической силы.

2.Российские негосударственные вузы Национального союза обеспечивают везде, где это возможно, неразрывность процессов обучения, научных исследований и воспитания. Они выступают как ведущие научные и методические центры в областях своей деятельности, обогащая этим как науку, учебные и воспитательные программы, так и практику.

3. Свобода научных исследований, обучения и воспитания есть основной принцип жизнедеятельности российских негосударственных вузов Национального союза, которые добиваются, чтобы этот принцип уважался органами государственной власти и другими участниками политической, экономической и культурной жизни России, а также соблюдался каждым из вузов и всем образовательным сообществом негосударственного сектора образования.

4.Российские негосударственные вузы Национального союза защищают свою автономию, академические свободы профессоров, преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, поощряя их активные и ответственные действия, направленные на создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного
изложения и распространения.

5.Российские негосударственные вузы Национального союза объявляют себя территорией толерантности и свободы диалога, то есть тем идеальным местом, где создаются наилучшие условия для общения профессоров, готовых к передаче знаний и их развитию на основе исследований и инноваций, а также студентов, способных и желающих обогатить свой интеллект знаниями учителей.

6.Российские негосударственные вузы Национального союза выступают перед государством в качестве одного из основных представителей формирующегося в России гражданского общества, а также доверенных лиц европейских гуманистических традиций с их постоянной заботой о преумножении знаний, стремлением устранять географические и политические барьеры, утверждать жизненную необходимость для различных культур лучше узнавать друг друга и влиять друг на друга.

Средства реализации

Для эффективной реализации этих целей в соответствии с изложенными принципами российские негосударственные вузы, объединившиеся в Национальный союз, осуществляют следующие меры:

1.Используют установленную Законом автономию высших учебных заведений в вопросах подбора и расстановки кадров, осуществления учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности для разработки и реализации продуманной и наилучшим образом организованной системы мер по производству, оценке и передаче знаний новым поколениям с помощью научных исследований и обучения. Этим они участвуют в сохранении и преумножении культурного наследия России и человечества.

2.Обеспечивают доступность информации о своей стратегии в образовательной и научной сфере всем членам вузовского сообщества и обеспечивают равенство их возможностей по созданию и участию в конкретных образовательных и научных проектах, с тем чтобы сохранить свободу исследований и обучения.

3.Подбирают преподавателей и регулируют их статус на основе принципа неразделимости обучения, научных исследований и воспитания, создают научные школы ведущих ученых и педагогов, формируют научно-методические советы, проводят научно-организационные мероприятия, разрабатывают издательские планы, применяют новые образовательные технологии, обеспечивая тесную связь научных исследований с задачами обучения и воспитания.

4.Каждый из негосударственных вузов Союза самостоятельно определяет, какими путями он должен обеспечивать студентам свободу выбора и поведения, исходя из того, что студентов должны устраивать условия, в которых они обучаются, живут, развивают свои способности и культуру.

5.Регулярно осуществляют взаимный обмен информацией и документами, реализуют совместные проекты по развитию образования, рассматривая эти меры как важные факторы построения подсистемы негосударственного образования, входящей в систему отечественной высшей школы. Такого же рода действия они предпринимают и в отношениях с другими российскими и зарубежными вузами, учреждениями сферы культуры и образования, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, международными правительственными и неправительственными организациями.

6.Одобряют мобильность студентов и преподавателей, предпринимают соответствующие меры по расширению обменов в образовательной и научной сферах.

7.Содействуют развитию научного и образовательного сообщества профессоров, преподавателей, ученых, студентов, аспирантов, всех обучающихся, основываясь на идеях гуманизма, просвещения, профессиональной компетентности, на высоких нравственных требованиях и ожиданиях общества от современного высшего учебного заведения.
8.Провозглашают Кодекс чести студента и Кодекс чести преподавателя и сотрудника негосударственного вуза Национального союза как неотъемлемые составные части настоящей Хартии.

Кодекс чести студента

Студент усердно учится, понимая, что знания - это сила, которая поможет ему обрести счастье и спасет Россию.

Студент старательно постигает себя, развивает свою личность и свой характер, сознавая, что только внутренней работой ума и души он может противостоять разрушительному воздействию окружающей его суровой реальности и добиться жизненного успеха.

Студент ищет позитивных мыслей, ибо мысли становятся словами. Как человек мыслит, таков он и есть. Кто мыслит конструктивно, тот строит, а не разрушает.

Студент говорит добрыми словами, ибо знает: слова ведут к поступкам. Что человек говорит, к тому он и стремится, то он и совершает. Кто добр, тот свободен; кто зол, тот раб.

Студент поступает по законам Доброты и Справедливости, ибо поступки превращаются в привычки. Как ты отнесешься к другому, так и другой отнесется к тебе.

Студент умножает добрые привычки, зная, что привычки становятся характером. Посеешь привычку, пожнешь характер.

Студент почитает и уважает старших свих учителей и всех, кто организует и обслуживает обучение и воспитание, ищет в их образе пример для подражания.

Кодекс чести преподавателя  и сотрудника вуза

Преподаватель и сотрудник вуза живет и трудится для того, чтобы сделать жизнь, свою и других, интересней, богаче и лучше.Чтобы видеть, как реальностью становятся наши замыслы и планы. Чтобы наслаждаться свободой, свомими способностями, силой и энергией. Чтобы пользоваться уважением окружающих. Чтобы оставить о себе добрую память.

Преподаватель и сотрудник вуза видит в студенте личность, а в служении ему  - высший смысл его деятельности.

Преподаватель и сотрудник вуза постоянно учится и совершенствуется, чтобы еще лучше учить и воспитывать своих подопечных.

Преподаватель – искатель истины и мужественный борец за нее, он постоянно углубляется в предмет познания и просвещения, чтобы лучшим образом передать студенту свои знания.

Преподаватель занимается научными исследованиями, чтобы вовлечь в процесс познания и студента.

Преподаватель и сотрудник вуза своим внешним видом и поведением демонстрирует высокую культуру и нравственность, находит свое счастье  в науке, учительстве и воспитании молодых. Компетентность, честность, доброта и объективность – вот основные добродетели преподавателя и сотрудника.

***

Мы, нижеподписавшиеся ректоры, по поручению своих вузов берем на себя ответственность за реализацию заявленных базовых принципов и следование в наших вузах Кодексам чести студента, преподавателя и сотрудника вуза. Мы будем прилагать активные усилия для того, чтобы наши вузы составили элиту высшего образования  в России, дали образцы нравственной и интеллектуальной силы российского вуза.

Свободно мыслящий и ответственно действующий вуз – ум и сердце нашего общества.

Хартия принята Учредителями Национального союза негосударственных высших учебных заведений.

Москва                                                           15 октября 2003 года